Россия – США - ЕС: время рисовать красные линии?
Аналитика
Sir Max Merfie
Белорусская красная черта
Текущие события в Белоруссии, разумеется, интересны сами по себе. Тут и политическое пробуждение общества, тут и попытка цветной революции (крайне неудачная, поскольку предельно неподготовленная) но еще интереснее, что это знаковое явление в дискурсе проявления России в глобальной геополитической игре. Его мы и проанализируем.
Я много писал о том, что Лукашенко сам довел ситуацию в стране до того состояния, которое наблюдается сейчас. Системная, но тихая, антироссийская политика в последнее десятилетие (ползучая белорусизация и усушка пророссийского общественного пространства) сменилась, после попытки решения вопроса о наполнении реальным содержанием Союзного Государства Белоруссии и России, резкой реакцией со стороны Лукашенко. Тут и громкие заявления о «нагибании» и «стоянии на коленях», и фактически захват Белгазпромбанка, и задержание российских бойцов ЧВК и демонстративное обеспечение военного прикрытия российско-белорусской границы. После же «неидеальных» по словам Лаврова, а фактически полностью проваленных с точки зрения открытости и законности выборов, ситуация усугубилась.
Но в данной истории Белоруссия не субъект а объект в геополитической игре России и «Запада», представленного всеми цветами и оттенками (Украиной + американскими демократами, Польшей + американскими республиканцами, Литвой и стоящей за ней Великобританией, странами Западной Европы), да еще и с включением в игру косвенно Китая и стран Ближнего Востока. Просто полный геополитический набор.
И вот тут, фактически, Россия впервые переходит от ситуации реагирования «пост-фактум» к игре «первым номером» в уже начавшемся процессе. Фактически В.В. Путин в первый раз прямо заявил о наличии красной линии за которую не стоит переходить «партнерам». Обрисовав ей границы Белоруссии.
За последние недели Путину звонили несколько раз Меркель. Несколько раз Макрон, несколько раз председатель еврокомиссии Мишель, а также те, кто по мнению «Запада» является ключевым партнером России на «Западе» - Нисканен (президент Финляндии) и Конте (премьер-министр Италии). И все получали один и то же ответ – не нужно вмешиваться во внутренние дела Белоруссии.
Более того, это новое, доселе невиданное западным «партнерам» явление – «российская красная черта» стала для них настолько большим сюрпризом, что они. видимо, до конца не осознали всю серьезность сложившейся ситуации и всю решимость России в отстаивании неприкосновенности этих самых «красных линий».
В результате Россия и белорусское руководство, которое, осознав всю глубину проблемы, (видимо окончательно только после появления в Минске Патрушева на самолете ФСБ РФ) уже наглядно продемонстрировало несколько средств, при помощи которых будет отстаиваться неприкосновенность этой самой «красной линии».
Военная активность Белоруссии у границ Польши и Литвы с последовавшими позднее заявлениями Лукашенко о том, что провокации будут пресекать самым решительным образом, вплоть до прямого военного противостояния. Где в качестве острия удара выступит белорусская армия, а за ней будут стоять вооруженные силы России.
К слову белорусская армия вполне способна нанести военное поражение Литве (по военному потенциалу она не имеет сколь-нибудь серьезных возможностей) самостоятельно, в случае же с Польшей то же самое будет при участии вооруженных сил России.
К форматам защиты «красной линии» можно назвать и угрозу Лукашенко перекрыть некоторые экономические окна для Литвы, в частности закрыть транзит удобрений в порты Литвы, прекратить контрабанду литовской продукции в Россию (значительная часть «белорусских суров» имеет литовское происхождение), прекратить полеты гражданской авиации через территорию Белоруссии и т.д.
Это на самом деле не угроза Литве, она не имеет своей субъектной, как и Украина. Поэтому без вопросов отморозит себе экономические уши в угоду в данном случае Великобритании. Но это фактически ультиматум ЕС, будете проявлять активность – получите необходимость дополнительного финансирования Литвы из-за экономических потерь.
Наконец Путин был вынужден перейти от намеков к уже конкретным объяснениям российской позиции. Сначала посредством заявления о наличии «резерва силовиков», готового вмешаться в разрешение ситуации, при проявлении гибридного участия «партнеров» в белорусских протестах. А затем, после настойчивых попыток «Запада» навязать разные форматы «выхода из кризиса» с привлечением ОБСЕ, включением в диалог «координационного совета» и т.д. просто сказал окончательную формулу «красной линии» по белорусскому вопросу – выборы состоялись, мною признаны, точка.
Если и этого увещевания будет недостаточного, можно быть уверенным, что Россия предпримет все необходимые меры, направленные на то, чтобы купировать данный кризис, не исключая прямого военного участия. Кое кто уже понял (например, Китай, меняющий своего посла прямо сейчас), кто то поймет в самое ближайшее время. В итоге поймут все.
Это можно считать первым случаем, когда Россия занимает доминирующее положение в возникшем геополитическом противостоянии, самостоятельно определяя «не пересекаемые красные линии». Но далеко не последний, учитывая события, происходящие в Сирии и Восточном Средиземноморье, которые имеют еще более интересную подоплеку, т.к. не связаны с пространствами естественного присутствия России.
..
https://glav.su/blog/4631/1493700/