У Директората вышел очень любопытный материал.
Прошло больше месяца после авиаудара ВКС РФ по тюрьме террористов из группировки “Хайат Тахрир Аш-Шам” (ХТШ), а его отголоски все еще сотрясают сирийскую общественность и умы джихадистов разномастных банд. Все дело в том, что в этой тюрьме содержались заключенные из конкурирующих группировок, которые представляли прямую угрозу для ХТШ и часть из которых смогла сбежать.
Одним из тех, кто смог покинуть тюрьму террористов, оказался т.н. шариатский (специалист по исламскому праву) группировки “Хуррас Ад-Дин” (“Аль-Каида 2.0 в Сирии”) шейх Абу Анас Аль-Масри. Спустя несколько недель после побега (по-видимому, он добирался до безопасного места) Абу Анас выпустил девять видеороликов, в которых рассказал о быте заключенных в тюрьмах ХТШ и причинах попадания туда людей.
Первое, с чего начал Абу Анас - причина своего ареста. По его словам, он был арестован боевиками ХТШ по приказу их начальства из-за своего высказывания о том, что фактически банда соблюдает сочинские соглашения и находится под покровительством Турции. Свое задержание он называет похищением, во время которого молодые боевики не только нагло себя вели, но и обокрали его, украв ювелирные украшения жены. Абу Анас считает, что такое поведение боевиков обусловлено незнанием Корана - иначе бы они себя так не вели.
10 октября 2018 избитого Абу Анаса привезли в тюрьму в районе н.п. Джиср Эш-Шугур (из которой он в дальнейшем был этапирован в Центральную тюрьму г. Идлиб) и поместили в камеру с другими задержанными. После того, как он разговорился с ними, оказалось, что некоторые из них были иностранцами, приехавшими на джихад в Сирию, однако по тем или иным (как им кажется выдуманным) причинам ХТШ их арестовала. Об одном из случаев, когда иностранный боевик попал в тюрьму (причем на 8 месяцев) мы писали здесь. Первое, что удивило Аль-Масри после допросов – полная некомпетентность персонала тюрьмы, который был неграмотен как в знании исламских законов (по которым, якобы, и осуществляется правосудие), так и в неумении “следователей” вести допросы. Зачастую они банально угрожали избиением, периодически воплощая эти угрозы в жизнь.
В один из дней после допроса в камеру занесли его сокамерника по имени Убейда Тарики, который не мог стоять на ногах – они были изрезаны и кровоточили. Его явно пытали. В этой тюрьме приговоры пишутся еще до признательных показаний – все находившиеся в застенках виновны априори. Пытки применялись к тем, кто не хотел признаваться на камеру в совершении того или иного преступления. Видео с такими “чистосердечными признаниями” боевики использовали в пропагандистских целях. После этого Абу Анас аль-Масри описывает с десяток способов пыток: от физических – электрическим током до психологических – задержанного заколачивали в гроб и угрожали похоронить живьем. С женщинами боевики ХТШ не церемонились – в тюрьме нередки были случаи изнасилования заключенных персоналом. При этом, все инстанции, которые должны были реагировать на жалобы арестантов, игнорировали их. После пыток Абу Анас подвергся унижению на религиозной почве – надзиратели запрещали ему читать Коран и молиться, а за ослушание следовало наказание в виде сокращения тюремного пайка или вовсе перевода в карцер.
Подводя итог своих выступлений, Абу Анас заявил, что “время помогло выявить настоящих лжецов, лицемеров и предателей джихада”, недвусмысленно намекая на “Хайат Тахрир Аш-Шам”.
Напрямую ХТШ никак не отреагировала на разоблачения от Абу Анаса. Однако количество обнародованных фактов и имен, а также истории жителей территории, которую контролируют террористы, все же заставили банду использовать свои медиаресурсы. Пропагандисты из агентства “Иба”, обслуживающие “Хайат Тахрир Аш-Шам”, разыскали одного из бывших заключенных тюрьмы ХТШ и заставили на камеру сознаться в том, что фото со следами пыток были подделаны, а история с пытками – вранье.
Другой громкий случай произошел в Идлибе, где в другой тюрьме ХТШ до смерти запытали молодого человека по имени Марвана Аль-Умки. Одной из пяти врачей, законстантировавших смерть Марвана, была доктор Ала Аш-Шариф. Она выступила с заявлением, указав тюрьму, в которой пытали парня, и назвала директора этого заведения. Им оказался некий Абу Муаз. По ее словам, это далеко не первый подобный случай – руководство тюрьмы фактически занимается вымогательством денег с родственников арестованных. Для того, чтобы выкуп платился охотнее, заключенные подвергаются пыткам. При этом, по арабским ресурсам джихадистов ХТШ прошла скупая информация о том, что якобы 70 сотрудников тюрьмы арестованы и ждут итогов расследования по факту смерти Марвана.
Джихадистские банды в Идлибе уже давно используют население как инструмент заработка: похищения, заключения под стражу под надуманными предлогами, заказные убийства, вымогательство, бои с конкурирующими бандами и рейдерские захваты – это все реалии Идлиба и его окрестностей, которые плотно опекаются кольцом из турецких наблюдательных пунктов.
Интересно, что присутствующие в провинции Идлиб русскоязычные джихадисты, называя себя “независимыми журналистами” никак не комментируют да и не переводят на русский язык новости, касающиеся своих хозяев, больше времени уделяя внутренним новостям стран, из которых они и приехали в Сирию. Исправляем эту ситуацию.
https://telete.in/directorate4